В зависимости от особенностей подчиненного (профессиональной компетентности, личностных качеств), специфики задачи (сложности, новизны, срока сдачи) в практике управления применяют несколько видов контроля:
Виды контроля
• Предварительный
• Поэтапный
• Выборочный
• Периодический
• Итоговый
• Когда сотрудник выполнял аналогичную задачу и контроль необходим для того, чтобы убедиться, что он правильно ее понял, и при необходимости поправить его;
1. Предварительный контроль — есть некоторое время до срока сдачи задачи и проверки сотрудника.
Уместен в следующих случаях:
• Когда вы хотите предоставить сотруднику больше самостоятельности, но все же вам нужно подстраховаться и убедиться, что он все сделал правильно. Как правило, предварительный контроль осуществляется, когда до момента сдачи работы остается 1/3 общего времени, выделенного на проект. Если есть какие-то ошибки, то их еще можно успеть исправить.
Ограничения: не подходит для задач, когда высоки риски ошибки (в особенности, если задача является новой, например, сдача какого-то проекта под ключ), поставлены четкие требования (малейшее несоблюдение которых будет очевидно) и нет абсолютной уверенности в том, что сотрудник с ней справится (и его следует проверить).
• Хотите сэкономить время на проверке;
• Полностью доверяете сотруднику как человеку и профессионалу;
• Решили дополнительно стимулировать сотрудника (предоставить больше самостоятельности);
• Даете простые и краткосрочные задачи.
2. Итоговый контроль — момент контроля совпадает со сроком сдачи задания.
Следует использовать, если вы:
Ограничения: задача должна быть правильно поставлена и понята сотрудником, в противном случае она будет выполнена неправильно: не сдана в срок, выполнена с ошибками.
• Задача требует длительного времени, новая и сложная, поэтому менее рискованно контролировать ее поэтапно (когда от результата предыдущего этапа зависит результат следующего и соответственно итоговый);
3. Поэтапный контроль — осуществляется на определенных этапах выполнения задачи.
• Сотрудник ориентирован на процесс, поэтому необходимо систематически оценивать его результаты и оказывать ему поддержку;
Ограничения: если сотрудник достаточно профессионален, самостоятелен, выполнял задачи подобного типа, то такой контроль может расцениваться им как недоверие и сомнение в его компетентности.
• Необходимо понять «проблемные зоны» сотрудника: когда и какие ошибки он склонен допускать.
• Результаты работы предоставляются в определенный момент времени, о котором осведомлены сотрудник и руководитель (еженедельная сдача отчетов в пятницу в 17:00);
4. Периодический контроль — контроль осуществляется через определенные промежутки времени.
Ограничения:
• Может демотивировать работников и способствовать формальному отношению к работе («главное — отчитаться», ограничивает свободу и т. д.);
• Большие затраты времени.
• Руководителю необходимо быть в курсе результатов деятельности отдела за конкретный период (назначенное время контроля руководитель может установить исходя из специфики работы);
• Задача однотипна и постоянна и необходимо понимать, справляется ли с ней работник, и принимать кадровые решения (переводы, увольнения и др).
• Сотрудник не дисциплинирован, безответственен;
• Есть задачи, в которых строго должны соблюдаться стандарты (например, при изготовлении лекарственных препаратов).
5. Выборочный контроль — контроль осуществляется неожиданно.
Применяется в случае, если:
Ограничения:
• Сильно демотивирует и создает атмосферу недоверия;
• Высока необъективность.