Top.Mail.Ru
Банки против МСП: Эквайринг как новая линия фронта
Вслед за налоговой реформой, увеличивающей нагрузку на бизнес, новая угроза для малой маржинальности исходит от банковских комиссий. Депутат Михаил Делягин потребовал от ЦБ ограничить стоимость эквайринга для МСП на уровне СБП (0,7%), указывая на то, что банки финансируют кешбэки из кармана предпринимателей. Это предложение вскрывает старую проблему: финансовый сектор в России часто оказывается в привилегированном положении, даже когда речь идет о поддержке реальной экономики.
Инициатива зампреда думского комитета по экономической политике Михаила Делягина — логичное продолжение истории с налоговой реформой-2026. Если государство через налоги забирает у малого бизнеса триллионы, то почему банки могут безнаказанно изымать еще сотни миллиардов через комиссию за эквайринг в 2-3%?

Делягин приводит убийственную статистику: бонусные выплаты банков (кешбэки, мили) в 2025 году превысят 500 млрд рублей — это почти 40% от всей прибыли сектора МСП за 2023 год. По сути, программы лояльности, призванные стимулировать потребление, финансируются за счет прибыли тех, кто это потребление обеспечивает — малых магазинов, кафе, сервисов. Для бизнеса с маржой в 5-10% потеря 2-3% оборота — это вопрос выживания.

Этот запрос в ЦБ высвечивает более глубокий системный дисбаланс. Банковский сектор в России действительно чувствует себя максимально комфортно. Он не только получает сверхдоходы на разнице ставок и комиссиях, но и последовательно избегает дополнительного фискального давления.
Яркий пример — судьба идеи налога на сверхприбыль. В 2023-2024 годах в экспертной среде и думских кругах активно обсуждался такой налог для компаний, получивших рекордную прибыль на фоне изменений в экономике.
Банки, показавшие в 2022-2023 гг. исторически высокую прибыль (свыше 3 трлн рублей в 2023 году), были главными кандидатами. Однако Центральный банк занял жесткую позицию против, аргументируя это рисками для финансовой стабильности, возможным удорожанием кредитов и снижением капитализации сектора. Под этим давлением инициатива была фактически заблокирована, а вместо точечного налога на сверхприбыль бизнес (включая тот же МСП) получил общее повышение налоговой нагрузки с 2026 года.

Получается замкнутый круг: государство, нуждаясь в деньгах, увеличивает налоги для всех, включая и без того стесненный МСП. При этом высокомаржинальный финансовый сектор, который мог бы стать одним из источников пополнения бюджета без ущерба для реального производства, сохраняет свои позиции и продолжает извлекать ренту из малого бизнеса через комиссии.
Запрос Делягина об ограничении эквайринга — это не просто про снижение издержек. Это вопрос справедливости и эффективности экономической политики. Если государство ставит амбициозные цели по росту доходов работников МСП, то (по идее) оно должно снижать все издержки, которые этому мешают, — и налоговые, и банковские.

Но все мы прекрасно видим, что этого не происходит. Почему? А вот это – вопрос уже не экономический, а политический.

Автор: Виктория Мельник